Нормативная база

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
Статья 5. Задачи земельного законодательства

Задачами земельного законодательства Республики Казахстан являются: установление оснований, условий и пределов возникновения, изменения и прекращения права собственности на земельный участок и права землепользования, порядка осуществления прав и обязанностей собственников земельных участков и землепользователей; регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды; создание условий для равноправного развития всех форм хозяйствования; охрана прав на землю физических и юридических лиц и государства; создание и развитие рынка недвижимости; укрепление законности в области земельных отношений.


Статья 65. Обязанности собственников земельных участков и землепользовате-лей по использованию земельных участков

1. Собственники земельных участков и землепользователи обязаны:

9) не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв, а также снятия плодородного слоя почвы с целью продажи или передачи его дру-гим лицам, за исключением случаев, когда такое снятие необходимо для предотвраще-ния безвозвратной утери плодородного слоя;


Статья 93. Принудительное изъятие у собственника и землепользователя зе-мельного участка, используемого с нарушением законодательства Республики Казахстан

1. Использование земельного участка или его части с нарушением законодательства Республики Казахстан влечет ответственность в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

2. В случаях если земельный участок используется с нарушением законодательства Рес-публики Казахстан, то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.

3. К случаям использования земельного участка с нарушением законодательства Рес-публики Казахстан относятся:

1) использование земельного участка или его части не в соответствии с целевым назна-чением;

2) использование земельного участка или его части с нарушением требований, опреде-ленных правилами рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;

3) несоблюдение требований, установленных статьей 99 настоящего Кодекса;

4) использование земельного участка, которое привело к значительному ухудшению экологической обстановки.

4. Если нарушение законодательства Республики Казахстан собственником земельного участка или землепользователем заключается в использовании земельного участка не по целевому назначению, то собственнику земельного участка или землепользователю предоставляется право в течение двух месяцев с момента получения предписания об устранении выявленных нарушений обратиться в местный исполнительный орган обла-сти, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, к акиму города районного значения, поселка, села, сельского округа по месту нахожде-ния земельного участка об изменении его целевого назначения.

5. В случаях, когда использование земельного участка или его части, которое привело к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо к значитель-ному ухудшению экологической обстановки, собственник земельного участка или зем-лепользователь обязан возместить государству ущерб в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, за исключением случаев, возникших вслед-ствие непреодолимой силы.


Статья 139. Цели и задачи охраны земель

1. Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических, тех-нологических и других мероприятий, направленных на охрану земли как части окружа-ющей среды, рациональное использование земель, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота, а также на восстановление и повышение плодородия почв.


Статья 140. Охрана земель

1. Собственники земельных участков и землепользователи обязаны проводить меро-приятия, направленные на:

1) защиту земель от истощения и опустынивания, водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязне-ния отходами производства и потребления, химическими, биологическими, радиоак-тивными и другими вредными веществами, от других процессов разрушения;

2) защиту от заражения сельскохозяйственных земель карантинными вредителями и болезнями растений, от зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, от иных видов ухудшения состояния земель;

3) рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полез-ных свойств земли и своевременное вовлечение ее в хозяйственный оборот;


полная версия
Правила субсидирования стоимости удобрений (за исключением органических)

Утверждены

приказом Министра

сельского хозяйства

Республики Казахстан

от 6 апреля 2015 года № 4-4/305



Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила субсидирования стоимости удобрений (за исключением органических) (далее – Правила) определяют порядок субсидирования стоимости удобрений (за исключением органических) за счет и в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете на соответствующий финансовый год (далее – субсидии).

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

1) лицевой счет – совокупность записей, содержащихся в реестре, позволяющих идентифицировать зарегистрированное лицо с целью регистрации заявок (переводных заявок) на субсидирование и учета операций по ним;

2) поставщик услуг – лицо, обеспечивающее доступ к информационной системе субсидирования и ее сопровождение, которое определяется Управлением сельского хозяйства местного исполнительного органа области (далее – управление области), города республиканского значения или Управлением по инвестициям и развитию предпринимательства столицы (далее – управление города) в соответствии с законодательством о государственных закупках;

3) отечественный производитель удобрений (далее – производитель удобрений) – физическое или юридическое лицо, являющееся резидентом Республики Казахстан, осуществляющее производство удобрений (за исключением органических) в Республике Казахстан и зарегистрировавшее их;

4) заявка – электронная заявка на получение сельскохозяйственным товаропроизводителем (далее – сельхозтоваропроизводитель) или сельскохозяйственным кооперативом (далее – сельхозкооператив) субсидий за приобретенные удобрения по полной стоимости;

5) переводная заявка – электронная заявка на получение субсидий производителем удобрений за приобретаемые сельхозтоваропроизводителем (сельхозкооперативом) удобрения по удешевленной стоимости;

6) электронный реестр заявок на субсидирование (далее – реестр) – совокупность сведений о заявках на субсидирование агропромышленного комплекса, а также о заемщиках, финансовых институтах, и иные сведения, отраженные в информационной системе субсидирования;

7) информационная система субсидирования – организационно-упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, обслуживающего персонала и технической документации, предназначенная для оказания услуг по выполнению процессов субсидирования, предоставляющая возможность взаимодействия с веб-порталом "электронного правительства", регистрации заявки (переводной заявки) на получение субсидий, а также ее обработки посредством автоматической проверки заявки (переводной заявки) на соответствие условиям субсидирования;

8) электронная карта поля – информация о поле, расположенном на земельном участке сельскохозяйственного назначения, включающая координаты поворотных точек, информацию о севооборотах за последние два года, и данных со спутников дистанционного зондирования земли;

9) поставщик удобрений – физическое или юридическое лицо, осуществляющее реализацию удобрений (за исключением органических) иностранного производства, зарегистрировавшее их;

10) продавец удобрений – производитель удобрений, поставщик удобрений или иностранный производитель удобрений;

11) минимальная рыночная стоимость удобрений – наименьшая рыночная стоимость удобрений, сложившаяся по соответствующим видам удобрений на соответствующий год, определяемая местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы путем анализа цен на удобрения для установления норм субсидий на них;

12) иностранный производитель удобрений – нерезидент Республики Казахстан, зарегистрировавший удобрения (за исключением органических) иностранного производства;

13) электронная агрохимическая картограмма – картографическая информация, показывающая в цветовом выражении степень обеспеченности почвы поля усвояемыми для растений питательными элементами - гумуса, макро- и микроэлементов, выданная республиканским государственным учреждением "Республиканский научно-методический центр агрохимической службы Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан" или специализированной (аккредитованной в соответствии с законодательством Республики Казахстан) лабораторией по агрохимическому анализу почв;

14) веб-портал "электронного правительства" – информационная система, представляющая собой единое окно доступа ко всей консолидированной правительственной информации, включая нормативную правовую базу, и к государственным услугам, услугам по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и услугам субъектов квазигосударственного сектора, оказываемым в электронной форме;

15) электронная цифровая подпись (далее – ЭЦП) – набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания.

Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра РК - Министра сельского хозяйства РК от 04.12.2018 № 489 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


3. Перечень производителей, поставщиков и иностранных производителей удобрений и производимой (реализуемой) ими продукции (далее – перечень поставщиков) предоставляется уполномоченным органом в области инвестиций и развития Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан (далее – Министерство) и местным исполнительным органам областей, городов республиканского значения, столицы не позднее 1 декабря предыдущего года на последующий год и не позднее 1 июля соответствующего года. При этом в течение трех рабочих дней после его получения перечень поставщиков размещается Министерством на официальном интернет-ресурсе Министерства, местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы – на соответствующем официальном интернет-ресурсе и в информационной системе субсидирования.

Сноска. Пункт 3 в редакции приказа и.о. Министра сельского хозяйства РК от 17.07.2018 № 310 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


4. Перечень субсидируемых видов удобрений и нормы субсидий на 1 тонну (килограмм, литр) удобрений, приобретенных у продавца удобрений (далее – перечень удобрений и нормы субсидий) составляются в двух экземплярах и предоставляются сопроводительным письмом за подписью акима области, города республиканского значения, столицы, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности на одобрение в Министерство не позднее 15 ноября соответствующего года.

При этом документы, подтверждающие сложившиеся рыночные цены на соответствующие виды удобрений, а также расчеты по объемам подлежащим субсидированию видов удобрений предоставляются местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы в Министерство не позднее 1 ноября предыдущего года на последующий год.

В случае положительного решения Министерство возвращает соответствующим сопроводительным письмом один экземпляр норм субсидий не позднее 25 ноября соответствующего года. В случае отрицательного решения Министерство письмом с мотивированным обоснованием направляет на доработку оба экземпляра норм субсидий не позднее 25 ноября соответствующего года.

Доработанные нормы субсидий в двух экземплярах предоставляется сопроводительным письмом за подписью акима области, города республиканского значения, столицы, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности на повторное одобрение в Министерство не позднее 30 ноября соответствующего года.

Министерство возвращает соответствующим сопроводительным письмом один экземпляр одобренных норм субсидий не позднее 7 декабря соответствующего года.

Нормы субсидий утверждаются постановлением местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы ежегодно не позднее 14 декабря соответствующего года.

Местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы размещает на соответствующем интернет-ресурсе и в информационной системе субсидирования нормы субсидий в течение трех рабочих дней после государственной регистрации.

Сноска. Пункт 4 в редакции приказа и.о. Министра сельского хозяйства РК от 17.07.2018 № 310 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


5. Управление области (управление города) в течение трех рабочих дней после утверждения индивидуального помесячного плана финансирования по субсидированию стоимости удобрений (далее – План финансирования) размещает его на соответствующем интернет-ресурсе и в информационной системе субсидирования.

Сноска. Пункт 5 в редакции приказа и.о. Министра сельского хозяйства РК от 17.07.2018 № 310 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


Глава 2. Получатели субсидий

6. Субсидии выплачиваются сельхозтоваропроизводителям или сельхозкооперативам для возмещения затрат на приобретенные удобрения в текущем году и в 4 (четвертом) квартале предыдущего года у продавца удобрений.


Глава 3. Условия получения субсидий

7. Субсидии выплачиваются при соблюдении следующих условий:

1) подачи сельхозтоваропроизводителем или сельхозкооперативом заявки в электронном виде на получение субсидий за приобретенные удобрения по полной стоимости по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам посредством веб-портала "электронного правительства".

При приобретении удобрения по удешевленной стоимости у производителя удобрений на основании договора сельхозтоваропроизводитель (сельхозкооператив) подает переводную заявку в электронном виде об оплате причитающихся ему субсидий по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам посредством веб-портала "электронного правительства".

В таком случае, субсидии выплачиваются производителю удобрений при условии внесения производителем удобрений не позднее тридцати календарных дней в переводную заявку сведений по фактически реализованным удобрениям в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил.

В случае несвоевременного внесения производителем удобрений сведений по фактически реализованным удобрениям в переводную заявку в установленный срок, сельхозтоваропроизводитель (сельхозкооператив) повторно подает переводную заявку.

При этом в информационной системе субсидирования формируется список сельхозтоваропроизводителей (сельхозкооперативов), которым не реализованы удобрения в сроки, установленные частями четвертой и пятой подпункта 1) пункта 7 настоящих Правил;

Информационное взаимодействие веб-портала "электронного правительства" и информационной системы субсидирования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

2) регистрации поданной сельхозтоваропроизводителем (сельхозкооперативом) заявки (переводной заявки);

3) наличия лицевого счета в информационной системе субсидирования у сельхозтоваропроизводителя (сельхозкооператива), данные которого подтверждены в результате информационного взаимодействия информационной системы субсидирования с государственными базами данных "Юридические лица" или "Физические лица". При этом для переводной заявки необходимо наличие лицевого счета в информационной системе субсидирования у производителя удобрений.

Наличие лицевого счета в информационной системе субсидирования дает возможность сельхозтоваропроизводителю (сельхозкооперативу) самостоятельно осуществить регистрацию заявки в информационной системе субсидирования, в этом случае подача заявки не требуется, и она считается поданной с момента такой регистрации;

4) подтверждения затрат за приобретенные сельхозтоваропроизводителем (сельхозкооперативом) удобрения в результате информационного взаимодействия информационной системы субсидирования и системы по приему и обработке электронных счетов-фактур.

При этом не допускается отзыв, аннулирование и корректировка электронных счетов-фактур, использованных для получения субсидий.

При приобретении сельхозтоваропроизводителем (сельхозкооперативом) удобрения напрямую у иностранного производителя удобрений, не использующего информационную систему электронных счетов-фактур, затраты на приобретение удобрений подтверждаются сведениями из таможенной декларации на товары (для сельхозтоваропроизводителя или сельхозкооператива, который приобрел удобрения из стран, не входящих в Евразийский экономический союз) или сведениями документа, выданного органом государственных доходов, подтверждающего, что товар ввезен из стран Евразийского экономического союза;

5) наличии у сельхозтоваропроизводителя (сельхозкооператива) земельных участков сельскохозяйственного назначения на праве землепользования и (или) частной собственности соответствующей площади, подтвержденных в результате информационного взаимодействия информационной системы субсидирования с автоматизированной информационной системой государственного земельного кадастра и государственной базой данных "Регистр недвижимости".

В случае подачи заявки (переводной заявки) сельхозтоваропроизводителем, созданным в форме крестьянского или фермерского хозяйства, за приобретенные удобрения своими членами, сведения о которых подтверждаются в результате информационного взаимодействия информационной системы субсидирования с Интегрированной налоговой информационной системой Республики Казахстан. При этом получателями субсидий будут являться члены крестьянского или фермерского хозяйства.

В случае отсутствия на праве землепользования и (или) частной собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения у сельхозкооператива, сельхозкооператив подает заявку (переводную заявку) на получение субсидий сельхозтоваропроизводителями, являющимися членами сельхозкооператива. При этом получателями субсидий будут являться сельхозтоваропроизводители.

6) регистрации в информационной системе субсидирования электронных карт полей на всю площадь пашни земельных участков, принадлежащих сельхозтоваропроизводителю на праве землепользования и (или) частной собственности;

7) регистрации в информационной системе субсидирования электронной агрохимической картограммы на удобряемую площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения, принадлежащих сельхозтоваропроизводителю на праве землепользования и (или) частной собственности. При этом при возделывании сельскохозяйственных культур в защищенном грунте регистрация электронной агрохимической картограммы не требуется.

Сноска. Пункт 7 в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра РК - Министра сельского хозяйства РК от 04.12.2018 № 489 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


Глава 4. Порядок расчета субсидий

8. Субсидии рассчитываются, исходя из заявленных сельхозтоваропроизводителем (сельхозкооперативом) видов и объема удобрений (с учетом норм внесения удобрений на указанную в заявках посевную площадь), перечня удобрений и утвержденных норм субсидий по следующей формуле:

С = Nв х S х Nc, где:

С – сумма причитающихся субсидий, тенге;

Nв – норма внесения удобрения на 1 гектар с учетом агрохимического состояния почв, размещенная в информационной системе субсидирования для расчета субсидий (тонна/гектар, килограмм/гектар, литр/гектар в физическом весе);

S – площадь применения удобрения, гектар (данная площадь не превышает площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения, принадлежащих данному сельхозтоваропроизводителю (сельхозкооперативу) на праве землепользования и (или) частной собственности);

Nc – норма субсидий на удобрение, тенге (определяется в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил).

При этом, при приобретении ниже норм внесения удобрений субсидии рассчитываются по фактически приобретенным удобрениям, в случае превышения норм внесения удобрений субсидии рассчитываются по установленным нормам внесения удобрений.

Сноска. Пункт 8 в редакции приказа и.о. Министра сельского хозяйства РК от 17.07.2018 № 310 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


9. Нормы субсидий на удобрения устанавливаются в абсолютном выражении (тенге) в размере соответствующем половине минимальной рыночной стоимости удобрений.

10. В случае подачи сельхозтоваропроизводителем (сельхозкооперативом) заявки (переводной заявки) на удобрение, стоимость которого ниже стоимости удобрения, по которой рассчитана норма субсидий, расчет субсидий производится от стоимости фактического приобретенного удобрения.

В случае подачи сельхозтоваропроизводителем (сельхозкооперативом) заявки (переводной заявки) на удобрение, стоимость которого выше стоимости удобрения, по которой рассчитана норма субсидий, субсидии выплачиваются по стоимости удобрения, по которой рассчитана норма субсидий, утвержденная местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы.

Примечание РЦПИ!

Пункт 11 предусмотрен в новой редакции в соответствии с приказом Заместителя Премьер-Министра РК - Министра сельского хозяйства РК от 04.12.2018 № 489 (вводится в действие с 01.01.2019).


11. В стоимости реализуемых продавцом удобрений учитываются налог на добавленную стоимость, расходы по упаковке, маркировке, транспортные расходы до пункта назначения (отпуска) в соответствующем регионе республики.


Глава 5. Порядок выплаты субсидий

12. Прием заявок (переводных заявок) осуществляется по месту нахождения земельного участка с 1 февраля до 1 декабря соответствующего года.

13. Для предоставления доступа к данным реестра (далее – Личный кабинет):

1) сельхозтоваропроизводители (сельхозкооперативы) и производители удобрений должны обладать ЭЦП;

2) управление города, управление области, Министерство ежегодно направляют поставщику услуг актуализированные списки работников, обладающих ЭЦП.

Доступ к информационной системе субсидирования предоставляется Министерству в онлайн-режиме на безвозмездной основе.

14. Для регистрации в Личном кабинете, сельхозтоваропроизводителем (сельхозкооперативом) и производителем удобрений указываются следующие сведения:

1) для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: индивидуальный идентификационный номер (далее – ИИН), фамилия, имя и отчество (при его наличии);

2) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме совместного предпринимательства: бизнес-идентификационный номер (далее – БИН), полное наименование; фамилия, имя и отчество (при его наличии) и ИИН первого руководителя;

3) контактные данные (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты);

4) реквизиты текущего счета банка второго уровня или национального оператора почты.

При изменении вышеуказанных данных сельхозтоваропроизводитель (сельхозкооператив) и производитель удобрений в течение одного рабочего дня изменяет данные лицевого счета, внесенные в Личный кабинет.

Сноска. Пункт 14 в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра РК - Министра сельского хозяйства РК от 04.12.2018 № 489 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


15. Формирование и регистрация заявки (переводной заявки) производится в Личном кабинете в следующем порядке:

1) формируется заявка с внесением в нее сведений, необходимых для проверки информационной системой субсидирования требований подпунктов 4), 5), 6) и 7) пункта 7 настоящих Правил либо переводная заявка с внесением в нее сведений, необходимых для проверки информационной системой субсидирования требований подпунктов 5), 6) и 7) пункта 7 настоящих Правил;

2) заявка (переводная заявка) регистрируется в информационной системе субсидирования путем ее подписания ЭЦП сельхозтоваропроизводителя (сельхозкооператива) и становится доступной в Личном кабинете управления области (управления города). На электронный адрес управления области направляется электронное извещение о поступлении на рассмотрение заявки (переводной заявки).

Сноска. Пункт 15 в редакции приказа и.о. Министра сельского хозяйства РК от 17.07.2018 № 310 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


16. Управление области (управление города) в течение одного рабочего дня с момента регистрации заявки (переводной заявки) подтверждает ее принятие путем подписания с использованием ЭЦП соответствующего уведомления. Данное уведомление становится доступным в Личном кабинете сельхозтоваропроизводителя (сельхозкооператива) в информационной системе субсидирования.

При этом уведомление о принятии переводной заявки становится доступным в Личном кабинете производителя удобрений. Производитель удобрений для выполнения требований подпункта 4) пункта 7 настоящих Правил вносит в реестр сведения по фактически реализованным удобрениям.

В случае несвоевременного внесения производителем удобрений сведений по фактически реализованным удобрениям в переводную заявку в срок, установленный подпунктом 1) пункта 7 настоящих Правил, переводная заявка аннулируется. При этом, в Личном кабинете сельхозтоваропроизводителя (сельхозкооператива) становится доступным уведомление об аннулировании переводной заявки.

Сноска. Пункт 16 в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра РК - Министра сельского хозяйства РК от 04.12.2018 № 489 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


16-1. Отрицательное решение в предоставлении субсидий принимается по следующим основаниям:

1) установление недостоверности документов, представленных для получения субсидий, и (или) данных (сведений), содержащихся в них;

2) несоответствие сельхозтоваропроизводителя (сельхозкооператива) и (или) представленных данных и сведений, необходимых для получения субсидий.

17. Управление области (управление города) в соответствии с Планом финансирования формирует в информационной системе субсидирования платежные поручения на выплату субсидий, загружаемые в информационную систему "Казначейство-Клиент", в течение двух рабочих дней:

после подтверждения управлением области (управлением города) принятия заявки согласно пункту 16 настоящих Правил;

после внесения производителем удобрений в реестр сведений по фактически реализованным удобрениям согласно требованиям подпункта 4) пункта 7 настоящих Правил.

При этом уведомление о перечислении субсидий направляется в Личный кабинет сельхозтоваропроизводителя (сельхозкооператива).

По заявкам (переводным заявкам), в которых объем субсидий превышает объем бюджетных средств, предусмотренных в Плане финансирования на соответствующий месяц, выплата субсидий осуществляется в следующем месяце.

Сноска. Пункт 17 в редакции приказа и.о. Министра сельского хозяйства РК от 17.07.2018 № 310 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


18. Условия подпункта 4) пункта 7 настоящих Правил не распространяются на заявки (переводные заявки) на удобрения, приобретенные в четвертом квартале 2017 года. При этом к заявке (переводной заявке) прилагается сканированная копия счета-фактуры за приобретенные удобрения.

Сноска. Правила дополнены пунктом 18 в соответствии с приказом и.о. Министра сельского хозяйства РК от 17.07.2018 № 310 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


полная версия
Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения

Утверждены

приказом исполняющего

обязанности Министра

национальной экономики

Республики Казахстан

от 27 марта 2015 года № 268



1. Общие положения

1. Настоящие Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 2-1) пункта 1 статьи 14 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года и определяют порядок рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, за исключением пастбищ.

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

1) агрохимическая служба – Республиканское государственное учреждение "Республиканский научно-методический центр агрохимической службы" Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан;

2) севооборот – научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур на определенном земельном участке во времени;

3) деградация земель сельскохозяйственного назначения – ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействия, приводящая к снижению природно-хозяйственной значимости земли;

4) паспорт земельного участка сельскохозяйственного назначения – документ, отражающий фактическое состояние земельного участка, его идентификационных характеристик, а также почвенного плодородия объекта землепользования на момент составления;

5) рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения – обеспечение собственниками земельных участков и землепользователями в процессе производства сельскохозяйственной продукции эффективного использования земельных ресурсов, включающее недопущение существенного снижения плодородия почв и мелиоративного состояния земель, оптимальное использование земли в целях получения необходимых показателей продуктивности;

6) сельскохозяйственный товаропроизводитель – физическое или юридическое лицо, имеющее на праве собственности или землепользования земли сельскохозяйственного назначения;

7) уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами – центральный исполнительный орган, осуществляющий регулирование в области земельных отношений;

8) существенное снижение плодородия почв – снижение показателей плодородия почв, установленных при сравнении результатов двух последних агрохимических и (или) агромелиоративных обследований;

9) проект внутрихозяйственного землеустройства – документ, определяющий и обосновывающий организацию и устройство территории сельскохозяйственных земель на ближайшую перспективу, содержащий комплекс мероприятий, обеспечивающих наиболее оптимальное использование каждого земельного участка с учетом его индивидуальных характеристик (плодородия, технологических свойств, местоположения, рельефа, климата, природно-исторических, экологических и других особенностей).

3. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения включает:

1) поддержание и повышение плодородия земель (определенный уровень содержания общего гумуса, легкогидролизуемого азота, подвижного фосфора и обменного калия в пахотном горизонте);

2) поддержание и повышение определенного уровня урожайности основных сельскохозяйственных культур;

3) соблюдение севооборотов;

4) Исключен приказом Заместителя Премьер-Министра РК - Министра сельского хозяйства РК от 14.11.2017 № 449 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

5) сохранение и улучшения плодородия и мелиоративного состояния почв;

6) предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из хозяйственного оборота, недопущение зарастания земель сорной и древесно-кустарниковой растительностью, а также захламления бытовыми и производственными отходами;

7) недопущение сжигания пожнивных остатков и побочных продуктов сельскохозяйственных культур на обрабатываемых участках земель сельскохозяйственного назначения.

4. Для определения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения у сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо наличие следующих документов:

1) статистических данных по статистической форме общегосударственного статистического наблюдения "Отчет об итогах сева под урожай" индекс 4-сх, периодичность годовая, статистической форме общегосударственного статистического наблюдения "О сборе урожая сельскохозяйственных культур" индекс 29-сх, периодичность годовая, (при использовании земель для растениеводства), утвержденных приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года № 67, (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10134);

2) плана севооборотов по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам (при использовании земель для растениеводства);

3) проектов внутрихозяйственного землеустройства;

4) паспорта земельных участков сельскохозяйственного назначения.


2. Порядок рационального использования земель сельскохозяйственного назначения

5. Сельскохозяйственный товаропроизводитель при выращивании сельскохозяйственных культур соблюдает севообороты в соответствии с планом севооборотов, который утверждается на основании рекомендаций научных организаций, издаваемых для общего пользования.

6. План севооборотов утверждается сельскохозяйственным товаропроизводителем на период, соответствующий полному обороту сельскохозяйственных культур в зависимости от выбранной системы ротации выращиваемых культур. Один экземпляр утвержденного плана севооборотов направляется местному исполнительному органу по месту нахождения земельного участка.

7. Не допускается существенное снижение плодородия почв по следующим показателям:

1) снижение в пахотном горизонте (0-20 сантиметров) содержания общего гумуса более чем на пять процентов, средневзвешенного содержания легкогидролизуемого азота, подвижного фосфора и обменного калия – более чем на двадцать процентов;

2) увеличение площадей земель с очень низкими и низкими показателями обеспеченности гумусом и элементами питания, согласно приложению 2 к настоящим Правилам, более чем на десять процентов;

3) загрязнение земель сельскохозяйственного назначения пестицидами и минеральными удобрениями выше предельно допустимых концентраций;

4) уменьшение в результате эрозии мощности верхнего гумусового горизонта более чем на 5 сантиметров;

5) увеличение в почвенном слое до 30 сантиметров суммы токсичных солей:

хлоридных более чем на 0,4 процентов;

сульфатных более чем на 0,8 процентов;

повышение в почве солонцеватости более чем на 5 процентов;

6) выбытие земельного участка из сельскохозяйственного использования вследствие зарастания сорной растительностью (с числом сорняков, выше допустимого экономического порога вредоносности) либо карантинной растительностью.

8. Сведения о плодородии и мелиоративном состоянии земель сельскохозяйственного назначения отражаются в паспорте земельного участка сельскохозяйственного назначения, форма которого утверждается в соответствии с подпунктом 7) пункта 1 статьи 14 Земельного кодекса Республики Казахстан.

9. Сельскохозяйственный товаропроизводитель поддерживает урожайность сельскохозяйственных культур на уровне средней по соответствующему району области, но не менее восьмидесяти пяти процентов от среднерайонного показателя.

10. Исключен приказом Заместителя Премьер-Министра РК - Министра сельского хозяйства РК от 14.11.2017 № 449 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).


3. Порядок обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения

11. Мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения и выполнения сельскохозяйственными товаропроизводителями требований, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил, осуществляется агрохимической службой и Государственной корпорацией "Правительство для граждан" на основе данных, полученных при проведении почвенных, агрохимических, фитосанитарных обследований земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга земель.

В целях обеспечения рационального использования земель местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения в месячный срок после выдачи правоустанавливающих документов информирует агрохимическую службу о вновь предоставленных земельных участках сельскохозяйственного назначения.

Агрохимическая служба в течение первого календарного года после получения сельскохозяйственным товаропроизводителем правоустанавливающих документов проводит агрохимическое обследование почв.

12. Показатели содержания в пахотном горизонте общего гумуса, средневзвешенного содержания легкогидролизуемого азота, подвижного фосфора и обменного калия определяются по результатам агрохимического обследования почв, проводимого с цикличностью один раз в семь лет – на богаре и один раз в пять лет – на орошении, и сравниваются с показателями, зафиксированными первичным (базовым) туром и последующими турами агрохимического обследования.

13. По землям сельскохозяйственного назначения для целей растениеводства осуществляется сравнение данных об урожайности сельскохозяйственных культур, полученных сельскохозяйственным товаропроизводителем, с показателями среднерайонной урожайности по соответствующим культурам.

Среднерайонная урожайность рассчитывается в разрезе культур, а также в разрезе орошаемых и неорошаемых земель сельскохозяйственного назначения.

14. Получение сельскохозяйственным товаропроизводителем уровня урожайности сельскохозяйственных культур менее восьмидесяти пяти процентов от среднерайонного показателя по соответствующей культуре в течение трех лет подряд является нерациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения.

15. Исключен приказом Заместителя Премьер-Министра РК - Министра сельского хозяйства РК от 14.11.2017 № 449 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

16. Исключен приказом Заместителя Премьер-Министра РК - Министра сельского хозяйства РК от 14.11.2017 № 449 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

17. Исключен приказом Заместителя Премьер-Министра РК - Министра сельского хозяйства РК от 14.11.2017 № 449 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).


полная версия

© 2019 ТОО «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПОЧВЫ»